
Орджоникидзевский район харьковчане давно называют между собой пролетарским. А когда появилось в городе метро, даже и не думали долго о том, как назвать конечную станцию главной линии городской подземки, — «Пролетарская». История возникновения и развития этого района — история строительства и развития ХТЗ, с ним связаны многие семьи, живущие здесь. О строительстве Харьковского тракторного завода рассказано много, а вот кто создавал рабочий поселок? Его главным архитектором был Павел Алешин. В 1904 году он закончил в Петербурге институт гражданских инженеров, а в 1917-м – Петербургскую академию искусств. В ураганные годы гражданской войны стал главным архитектором Киева. Считается одним из основателей киевских институтов архитектуры и художественного. Среди значимых работ Алешина – одно из зданий Академии наук Украины, Министерство иностранных дел, Дом учителя, Дом врача на улице Большой Житомирской…

В 1931 году Павла Федоровича командировали в Харьков руководителем группы архитекторов, которые должны были проектировать поселок ХТЗ. Предполагалось, что жилмассив разместится в восьми километрах от основного массива города — на свободном от застроек месте. Проект должен был воплощать передовые в то время градостроительные идеи: четкое разграничение промышленных и жилых кварталов. Достигали этого размещением между ними зеленой зоны. В кварталах свободно располагались блоки построек. Не было каменных колодцев-дворов.
Существенным отличием нового проекта стало равномерное размещение в жилых кварталах детских садов и ясель, прочих учреждений бытового и культурного обслуживания населения. Рельеф этой местности – спокойный, и это дало возможность спроектировать район по прямоугольной системе застройки. Поэтому район ХТЗ – ряд параллельных линий, на которых в четкой последовательности расположены промышленные предприятия, полукилометровая защитная зеленая зона, несколько рядов больших (по десять гектаров) прямоугольных жилых кварталов, и снова – широкая лента садов. К примеру, тот же больничный городок на ул. Луи Пастера. Кроме того, рельеф благоприятствовал прямолинейному расположению почти параллельных между собой Чугуевского шоссе и Балашовской железной дороги. В 1939 году вместо старого шоссе построили прямую, как стрела, автомобильную дорогу через зеленую зону. К тому же начались масштабные работы по перестройке всей зеленой зоны между жилыми кварталами и промышленными предприятиями в общественный парк. Сейчас он называется «Зеленый гай» и давно стал излюбленным местом отдыха многих жителей «пролетарки». Все праздники здесь отмечают по-домашнему. Вот и в этом, юбилейном для района год, 9 мая, несмотря на дождливую погоду, людей в «Зеленом гаю» собралось столько, что, казалось, пришли все местные жители.

В 1956 году на площади перед главной конторой Харьковского тракторного завода, в самом начале проспекта Серго Орджоникидзе был открыт памятник советскому государственному и партийному деятелю Григорию Константиновичу Орджоникидзе (1886—1937). Орджоникидзе в 1918 году организовывал оборону Харькова от австро-немецких войск, а в 1919 году принимал участие в захвате города, на то время удерживаемого деникинцами. Скульптор памятника С. Троидзе. Бронзовая статуя установлена на постаменте из серого гранита. Практически от статуи, перпендекулярно Московскому проспекту берет начало проспект Орджоникидзе. Возникновение проспекта относится к началу 30-х годов, когда в открытой степи у станции Лосево вырос гигант советского тракторостроения — ХТЗ имени Орджоникидзе. Еще в процессе сооружения Тракторостроя напротив завода появились небольшие рабочие поселки, получившие позже название имени Фрунзе, Западный, Восточный, Южный. Одновременно началась застройка поселка тракторозаводцев, проект которого был разработан группой архитекторов под руководством профессора П. Ф. Алешина. К моменту пуска завода был построен один из первых на проспекте домов — 20-й.

Дальнейшее строительство проспекта Орджоникидзе осуществлялось в годы довоенных пятилеток. Тогда здесь появились здания школ, больницы, кинотеатра, райисполкома и другие. На проспекте размещался райком комсомола. Фашистская оккупация принесла проспекту и поселку тракторозаводцев большие разрушения. Гитлеровцы превратили в руины 138 домов, повредили водопровод, энергосистему.
В послевоенные годы на проспекте выросли новые жилые кварталы. Как и прежде, он является центром Орджоникидзевского района, население которого превышает 200 тысяч человек.
Ныне проспект Орджоникидзе — одна из красивых, зеленых магистралей города. Он начинается у проходной ХТЗ, где на гранитном пьедестале установлена бронзовая скульптура Г. К- Орджоникидзе работы скульптора С. Тоидзе, и, пересекая улицы Мира, 2-й Пятилетки, Косиора, проходит на юг до улицы Луи Пастера.
К 300-летию со дня основания Харькова на основных дорогах при выезде из города сооружались пилоны. На Московском проспекте тоже были построены два пилона — по одному с каждой стороны дороги. Сейчас они располагаются в пределах городской черты, перед перекрёстком проспекта с выездом из 761-го микрорайона, примыкающего к окружной дороге.

На протяжении 1990-х — 2000-х годов на 9 гектарах в урочище, расположенного в месте пересечения Московского проспекта с окружной автодорогой, шло строительство Мемориала жертв фашистского геноцида «Дробицкий Яр», который получил известность как место массовых расстрелов гражданского населения, осуществлявшихся нацистскими оккупационными войсками в 1941—1942 годах. По данным Государственного архива Харьковской области, было расстреляно около 16 — 20 тысяч человек. Были построены такие объекты, как знак менора, автодорога к мемориальному комплексу, аллея, памятник-монумент и Траурный зал с Чашей скорби.
На перекрёстке проспекта и улицы 12 апреля на месте бараков, в которых располагалось еврейское гетто, 30 апреля 1992 года была сооружена стена плача. 2 мая 2000 года он была реконструирована. Там же 9 сентября 1995 года был установлен памятный знак «Спасителям — праведникам мира».

Еще одна черта, характерная для заводского района, — большое количество общежитий. Несмотря на то что все они уже переданы в коммунальную собственность, жить людям в этих трущобах, многим из которых уже по семьдесят лет, удобнее не стало. Каким бы комфортным общежитие ни было, оно не перестает быть временным жильем.
Скоро в Орджоникидзевском районе начнется строительство нового жилмассива, который будет тянуться от станции метро им. А. Масельского до улицы Плиточной. Общая площадь новых построек составит от 30 до 40 гектаров. По словам Головко, райсовет в целом поддерживает это строительство, потому что ХТЗ, самое крупное предприятие района, себя изжил, а строительство – новое дыхание для этой части города. Тем не менее, Головко отметил: «Мы поддержим это строительство, если возводимое жилье будет эконом-класса и ниже, то есть его стоимость должна быть не выше 400 долларов за квадратный метр».

Ради нового жилмассива Орджоникидзевскому району придется пожертвовать зелеными насаждениями, расположенными справа от Московского проспекта. В этом районе, по словам Владимира Головко, останется нетронутым лишь парк Маяковского – это около тысячи молодых деревьев, посаженных на площади в один гектар. Деревья, которые будут вырублены, говорит Владимир Головко, себя изжили, им уже по 70-80 лет.

Вообще, из шумного, перенаселенного центра всегда тянет в уютные спальные, как говорят харьковчане, районы, которые больше похожи на поселки городского типа. В кирпичных двух-четырехэтажках, которыми изобилует район ХТЗ, совсем иная атмосфера: там люди живут более дружно, все друг друга знают. Совсем как в песне из репертуара Анжелики Варум: «Где без спроса ходят в гости... где рождение справляют и навеки провожают всем двором». В Орджоникидзевском много домов индивидуальной застройки с роскошными садами, там можно перевести дух, посидеть в каком-нибудь маленьком кафе да просто пройтись в тени плодовых деревьев. «Пройду по Пятилетки я, сверну на Мира улицу», — пел на юбилейном концерте лауреат международного конкурса вокальный ансамбль «Экспрессия». А самый маленький пятилетний «мальчик с пальчик» под дружный смех зала выкрикнул: «Какие тут названия, такая тут и жизнь».

Скромен поселок ХТЗ, но в этой простоте ощущается настоящий домашний очаг, неподдельная его теплота. Она сохранилась в тех, первых застройках, из-за чего кажется, что еще бурлит далекое и неповторимое время, как будто в детство дальнее ведет меня оно…
Вернуться на главную страницу номера