Школьная форма - быть или не быть?
Главная    Новости    Блог    Опросы    Форум    Фотоальбомы    Карта сайта
27.06.2025, 01:46
 Обратная связь   Гостевая книга      Регистрация   Вход
Спецпроекты

Новое в блоге
ВЕСНА ПРИШЛА...
"Дорогие мои учителя"
Родители не обязаны сдавать деньги в школу

Школьное самоуправление
  • Ученический комитет
  • Родительский комитет
  • Совет школы
  • Реализация права
  • Переписка с директором школы или реализация права на информацию
  • Судебные процессы
  • Результаты следственных действий
  • Уважаемые лица, принимающие решения в вопросах назначения руководителей учебных заведений
  • Об оснащении кабинета информатики
  • О формировании родительского комитета и развитии школы
  • Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Школьная форма – быть или не быть?

    Споры вокруг школьной формы разгораются каждый год. Школьники — против, мнения родителей разделяются. А учителя и администрация школ — «ЗА». Учителя жаждут однообразия, а дети хотят отличаться друг от друга. За прошедшие годы все стали свидетелями того, что отмена единой школьной формы наряду с положительными моментами, связанными с реализацией прав ребенка, стала причиной ряда негативных процессов. Свобода выбора действовала на всех по разному: дети обеспеченных родителей стремились продемонстрировать своим одноклассникам и учителям немыслимые наряды и украшения, а дети из малообеспеченных семей, коих большинство, почувствовали себя крайне неловко, что привело к развитию у многих из них комплекса неполноценности и даже агрессии.

    В чем идти на урок?

    В эпоху белых фартучков и синих костюмов ответ на этот вопрос не вызывал сомнений. Сегодняшние же школьники одеваются на уроки так, что не понимаешь, где находишься. То ли в спортклубе, то ли на молодежной вечеринке... Может, форма напомнит ученикам, зачем они пришли в школу?

    «Форменные» минусы

    Главные противники ученической униформы - естественно, старшеклассники. Они воспринимают это, как ограничение свободы, кощунственный «наезд» на индивидуальность и ущемление прав человека.

    Для родителей введение единой одежды оборачивается лишними тратами - специальный костюмчик для школы ребенок больше никуда не наденет, а рвется он также быстро. В «началке» свои проблемы. Учителя «старой закалки» требуют, чтобы девочки ходили в юбках, но зимой в брюках теплее.

    Так нужна ли форма?

    С психологической точки зрения форма мобилизует детей. Если надеть на ребенка маску обезьяны, он станет кривляться, если платье принцессы - будет любоваться собой, если строгий костюм - постарается вести себя как прилежный ученик. Домашняя же одежда расхолаживает. Сложно заниматься делом в том же, в чем ты отдыхаешь или развлекаешься.

    Форма создает и ощущение равенства в детском коллективе. В школах учатся дети из семей с разным достатком, и социальное расслоение выражено бывает еще сильнее, чем во взрослом коллективе.

    Международный опыт

    Вопрос о школьной форме, как оказалось, самый непростой. Недавно в Великобритании из-за нее разгорелся скандал. Министерство образования Великобритании запретило учителям отправлять домой детей, внешний вид которых не соответствует установленным правилам, предложив взамен исключать их из школы. Постановление министерства связано с инцидентом, когда руководство одного из учебных заведений отправило домой несколько учеников, в том числе 12-летнюю девочку, явившуюся в школу с накладными ногтями, и ее 15-летнего брата, сделавшего себе экстравагантную прическу... Столь жесткое заявление напугало общественность. И в настоящее время в Британии действует свод правил Минобразования, согласно которому учителя должны «рассмотреть и деликатно попытаться установить» причины, по которым ученик нарушает правила. Если же нарушения становятся злостными, то учеников, согласно документу, необходимо исключать из школы. Не только в Великобритании, но и во многих других странах вопросу форменной одежды придают большое значение. В Японии, например, школьник младших классов может ходить в чем угодно, но обязательное общее требование – особый рюкзачок за плечами, одинаковый для всех. В средних и старших классах – все наоборот. Школьная сумка может быть любой, но обязательным условием остается единая школьная форма. Так что напоминанием о разнице в социальном положении родителей может быть разве что обувь… И то – очень слабым. Зато ничто не отвлекает молодых людей от учебы, потому что в старших классах школьники «пашут» от зари до зари. А в Америке носят форму не только в школах (администрация самостоятельно определяет фасон одежды), но и в детских садах.

    В большинстве европейских стран нет единой формы. Все ограничиваются достаточно строгим стилем, вопрос о школьной форме,остаётся открытым.

    В Австралии, Индии, Ирландии - школьная форма приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип и ученики обязаны приходить на занятия с "фирменным" галстуком. Школьники любят носить школьную форму и гордятся ею.

    В Германии ведутся дебаты по введению единой школьной формы.

    В США и Канаде – школьная форма была атрибутом только частных и религиозных учебных заведений. Сегодня её вводят и в обычные школы. Популярна среди американских школьников одежда, выдержанная в темно-голубых, светло-серых и светло-зеленых тонах. Куба - школьная форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений. Турция, Сингапур – обязательная школьная форма, у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков - костюм, девочек – блузка, джемпер и юбка, для всех - галстук цветов школы. Так подчеркивается, что все равны, независимо от социального и материального положения родителей. Япония - фасон школьной формы не меняется более ста лет, школьницы ходят в матросках - «сэйлор-фуку». Школьная форма для них – эталон подростковой моды. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную одежду: белые блузки, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие до голени гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли.

    Россия - Законом “Об образовании” (1992 г.) отменена единая школьная форма, школьные советы ам решать этот вопрос самостоятельно. Сегодня общественное мнение все больше склоняется к необходимости ее введения.

    Что же все-таки надеть?

    По мнению учителей одежда должна быть удобной, строгой. Следует отдать предпочтение спокойным цветам - брюки и юбки лучше выбирать черные или коричневые. Блузки и сорочки - однотонные. Любовь к джинсам не удастся выбить из современного школьника - главное, чтобы они не были потерты, поношенны. А обувь должна быть удобной и к месту. Но помните, что все-таки ребенок должен оставаться ребенком, а его внешний вид - вызывать симпатию у окружающих.

    Учитывая, что в школе учащиеся проводят много времени, требования к школьной одежде должны предъявляться по следующим критериям: цвет, крой, фактура ткани и рисунок. Предпочтительная цветовая гамма - серо-голубые, серо-розовые, синие, коричневые, вишнево-бордовые оттенки, благородная зелень. Необходимо исключить оттенки, которые дают слишком жесткий образ, приближенный к тому, как выглядят взрослые мужчины и женщины. В школьной одежде необходимо избегать резких цветовых контрастов: сочетания черного с капельно - белым, темно-синего со светло-голубым. От таких резких контрастов устает глаз. Одежда не должна быть мрачной. Крой должен быть классический в своей основе, подчеркивать красоту фигуры, быть удобным. Чтобы в такой одежде было комфортно. Фактуры: качественные, пластичные ткани, приятные к телу, не мнущиеся, удобные в уходе. Трикотаж можно удачно сочетать с основной тканью. Основное требование к рисунку - чтобы он не был излишне заметным и не утомлял взгляд. Например, яркая клетка в большом количестве будет назойливо обращать на себя внимание. В деталях одежды нежелательны слишком острые углы воротников блузок и рубашек, лацканов пиджаков.

    Серый, черный, синий

    По мнению одного из директоров школы, детей необходимо с раннего возраста обучать культуре одежды. «Сотрудники крупной компании не позволяют себе приходить в офис в легкомысленных нарядах, а должны соблюдать строгий стиль – темный низ, светлый верх, – говорит директор. – Родителям следует объяснять своим чадам, что школа – это очень серьезная организация, где необходимо одеваться красиво, элегантно, но строго».

    Дизайнер детской одежды Марина Маро тоже считает, что следует активнее развивать школьную моду. По ее словам, недавно группа дизайнеров провела выборочный опрос подростков и выяснила, что те готовы соблюдать строгий стиль в одежде и, может быть, даже носить форму. Правда при этом они хотят, чтобы форма не была однообразна, например, для девочек только черная юбка или черные брюки и белая блузка.

    А может, все-таки джинса?

    Никто не будет спорить с тем, что джинсы – самая любимая подростками одежда. Именно эту приверженность молодежи к джинсовой ткани решили использовать специалисты, занимающиеся разработкой моделей школьной формы. Еще в прошлом году они предложили ученикам самых разных возрастов большую коллекцию формы, сшитой из джинсовой ткани синего и голубого цветов.

    Однако пока консервативные родители и учителя эту тенденцию школьной моды пока не одобрили. А зря. Согласно опросу, проведенному одной из столичных газет, большинство школьников с удовольствием носили бы именно джинсовую форму.

    Кто должен определить дизайн, чтобы ученики хотели ее носить?

    Должна ли школьная форма быть однообразной и предельно строгой или можно предусмотреть детали, которые позволят подчеркнуть индивидуальность и иметь возможность в разные дни менять нюансы, позволяющие сохранить некоторое разнообразие и учитывать оттенки сегодняшнего настроения?

    Конечно, можно пойти иным, к сожалению, традиционным путем. Администрация школы договорится с определенной фирмой, выберут и утвердят вариант формы самостоятельно, для надежности прикрывшись решением виртуального родительского комитета школы. Однако, принять самостоятельно решение не сложно, сложнее его реализовать на практике. Хотя и здесь сценарий известен. Давление администратора на учителей с тем, чтобы они оказывали давление на учеников и родителей. Это уже хорошо отработанный вариант. Но неужели не существует иного? Неужели администрация школы не способна организовать хоть какой-либо проект без авторитарного давления?

    Если школьную форму носить детям и хотелось бы, чтобы они носили ее с удовольствием, то почему бы ни предоставить право детям решить, какой быть их форме? Разве нельзя провести конкурс на лучший дизайн «фирменного костюма» школы № 26 среди самих учеников и им же предоставить право определить победителя? Ведь администрации, я надеюсь, важен не сам факт «утверждения» формы, а чтобы ее действительно носили?

    Да, введение единой школьной формы не простой вопрос. И как любой непростой вопрос он требует творческого и нестандартного подхода. Если мы желаем, чтобы ученики хотели ее носить, то, возможно, это требует комплексного решения задачи? Шаг первый – ученики сами выбирают дизайн формы, это понятно. Но какие могут быть еще шаги в этом направлении? Как минимум, предложу следующий вариант – на протяжении нескольких лет ношение «фирменного школьного костюма» является не обязанностью, а привилегией. Его дарит школа своим лучшим ученикам. Ученик, идущий по школе в «фирменном школьном костюме» должен совершенно четко вызывать ассоциацию – «идет лучший – гордость школы». Такое решение было бы и неплохой финансовой поддержкой лучших учеников школы. Кстати, с моей точки зрения, «фирменный школьный костюм» может пойти дальше, чем один вариант классического дресс-кода. Почему бы не разработать и «фирменную» школьную футболку и спортивный костюм? Ими школы могла бы награждать тех учеников, которые защищают ее честь на спортивных соревнованиях различного масштаба?

    Возможно, кто-то возразит: «Но где школе брать на это деньги?» Если бы школа вручала бы каждый год «фирменных костюмов» в количестве 20-30 штук (фактически, в сумме - один класс), то это стоило, на вскидку, 5-10 тыс. грн. в год. Это, например, в 5-10 раз меньше, чем мы «готовы» оплачивать охранной фирме «за как бы охрану» школы. Несомненно, что администрация школы, родительский комитет школы должен наладить и системную работу со спонсорами и меценатами (но сначала он – родительский комитет – должен появиться). И кто знает, быть может, при хорошо организованной такой работе, школа бы находила возможность подарить «фирменный школьный костюм» каждому первокласснику школы. И это бы был неплохой вклад в имидж школы. А главное, чтобы у учеников не вызывало дискомфорта ношение классического школьного костюма в старших классах, необходимо привыкать к этому с первого класса. Ведь не зря в народе говорят: «Не научился Ванечкой, не научится и Иван Ивановичем!».

    Конечно, времена меняются, меняются люди, культура, законы…, а вместе с ними, и методы управления в школе. В былые времена с внешним видом школе было намного проще – носить школьную форму заставляла вся система. Сегодня у администрации и учителя не осталось никаких юридических возможностей заставлять ученика. Пытаться можно, но достичь массового результата – нет. А значит, время требует администраторов с творческим подходом, умеющим вовлекать в совместную работу и учеников и родителей и учителей. А можно управлять по старинке – «я начальник – ты дурак». Только такой стиль управления, тем более в учебном заведении, говорит лишь об отсутствии управленческих компетенций. Сегодня, в любом сложном вопросе школа нуждается не столько в управленцах, сколько в лидере, способном объединять вокруг себя, служить маяком, уметь находить и зажигать людей идеями, формируя в школе Команду.

    А что касается дискуссии на тему единой школьной формы, то ее, видимо, уже подхватили и в высших эшелонах власти страны. Так, в своем выступлении от 29 октября 2009 года премьер-министр Юлия Тимошенко отметила, что считает возможным введение обязательной школьной формы в общеобразовательных учебных заведениях.

    "Мне кажется, что, безусловно, должна быть демократия, и это не значит, что она (школьная форма - ред.) должна быть для всей страны одинаковая. Но я хотела бы, чтобы все-таки к этому подошли, это дисциплинирует детей определенным образом, делает эстетичным сам процесс обучения, воспитания, преподавания", - сказала она, выступая на учредительном заседании совета директоров школ при Кабинете министров Украины.

    Так что, «быть или не быть?» - уже, вероятно, не вопрос…

    Вернуться на главную страницу номера
    Поиск

    Случайный опрос
    Наблюдали ли Вы разницу в отношении учителя к ученикам в зависимости от успеваемости?
    Всего ответов: 29

    Календарь
    «  Июнь 2025  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30

    Категории
    Новости сайта [13]
    Новости школы [43]
    Новости за стенами школы [50]
    ПОЗДРАВЛЕНИЯ! [116]
    Этот день в истории [66]
    Международные новости [17]
    Новости Харькова и области [58]
    Новости культуры и искусства [10]
    Новости спорта [12]
    Новости образования и науки [132]
    Новости здравоохранения [19]
    Происшествия [9]
    Анонсы [11]
    Новости Украины [11]

    Архив новостей

    Сайты органов власти
  • Сайт Президента
  • Правительственный портал
  • Верховна рада
  • Конституционный суд
  • Верховынй суд
  • Генеральная прокуратура
  • Служба безопастности
  • Министерство юстиции

  • Министрество образования
  • Министерство здравохранения
  • Министерство труда и социальной политики
  • Министерство культуры и туризма
  • Министерство охраны окружающей природной среды

  • Государственная администрация связи
  • Государственный комитет телевидения и радиовещания
  • Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания
  • Антимонопольный комитет
  • Государственный комитет статистики

  • Облгосалминистрация
  • Харьковский областной совет
  • Официальный сайт Харьковского городского совета и городского головы
  • ГУ образования и науки ХОГА
  • Сайт городского управления образования
  • Управление по делам семьи и молодежи Харьковского городского совета
  • Главное управление статистики в Харьковской области
  • Copyright MyCorp © 2025; Rambler's Top100 KinderNews.info