Понятие «гражданское общество» сегодня является, пожалуй, одним из наиболее модных терминов украинского политикума. Однако, как показывает практика, чем более популярно какое-то понятие, тем менее четко очерчено его определение и понимание в обществе, и тем меньше его практическая реализация. Не является исключением в данном случае и понятие «гражданского общества», которое для многих является просто не более чем красивым и популярным словосочетанием, не наполненным конкретным смыслом и содержанием. Так что же скрывает в себе это столь знакомое и, вместе с тем, для большинства людей не конкретное понятие, и как оно может реализовываться на практике? В капиталистической системе идея гражданского общества возникает, прежде всего, тогда, когда в обществе созревает понимание, нравится нам это или нет, но ключевым двигателем и источником власти в этой системе является крупный капитал и стремление к его концентрации. И как «нет предела совершенству», так нет и предела стремлению представителей капитала для такой концентрации использовать все возможные способы лоббирования своих интересов. Так появляется понятие олигархии, когда представители крупного капитала устремляются к власти. И так, в крайнем своем проявлении, это стремление, зачастую, является двигателем коррупции, которая поступательно пронизывает все ветви и уровни власти, продолжая свое поползновение во все сферы, не минуя и «святое» – систему образования и здравоохранения. Можно долго дискутировать на тему того, насколько это хорошо или плохо, насколько правильной является система власти, которая этому способствует. Но в данном случае, дабы не впадать в демагогию, следует, как минимум, признать, что это факт.
Что же в таком случае остается делать обычным гражданам, не обремененным своими карманными лоббистскими группами «наверху»? А остается им два пути. Первый – принять все как должное и исполнять функцию обслуживания такой системы. Второй – наконец осознать, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». И, осознав это, начать самоорганизовываться, создавая различные активные общественные организации, которые будут представлять и защищать их интересы, заставляя власть и систему с ними считаться. По сути, именно общество с высокоразвитой степенью такой самоорганизации «рядовых» граждан, которые осознают свою значимость и способны активно совместно отстаивать свои всесторонние интересы, и называется гражданским обществом. Второй предпосылкой потребности становления и развития гражданского общества является тот факт, что любая система власти для упрочнения своих позиций стремится к наращиванию своих полномочий и расширению сфер своего влияния. И, зачастую, при отсутствии «системы противовеса», система государственной власти тяготеет к постепенному скатыванию к тоталитаризму. И основным «противовесом» этому должна служить все та же высокоразвитая система гражданского общества, в которой граждане осознают, что их роль не сводится только к электоральному ресурсу, и что именно они должны определять в каком направлении развиваться государству, системам образования, здравоохранения, социального страхования и т.д. И если олигархия-это инструмент лоббирования интересов крупного капитала, то развитое гражданское общество-это инструмент лоббирования интересов общества. Следует признать, что одной из основных причин пробуксовывания развития гражданского общества в Украине является еще прочно сидящая в умах многих «постсоветская великая надежда» - придет добрый дядя и сильной рукой построит сильное и справедливое государство, заботящееся о своем народе. К сожалению, мы вместо того ,чтобы создавать предпосылки для такой ситуации, по-прежнему продолжаем «играть в демократию» (в идеале раз в пять лет, а на практике чаще), забывая, что эти «дяди и тети» приходят во власть благодаря малой, но состоятельной части народа, а потому, обосновавшись во власти, они, прежде всего, помнят об их интересах. Означает ли это несостоятельность демократической системы правления государством? Вряд ли. Это означает лишь ее слабость (для народа) в условиях неразвитого гражданского общества и отсутствия активной гражданской позиции каждого члена этого общества. Простым гражданам следует просто понять, что любая власть никогда не даст народу больше, чем он от нее потребует. Но потребует по настоящему, так, чтобы его услышали. И для этого совершенно недостаточно посетовать на власть «возле подъезда», за кружечкой пива с друзьями или «громко возмущаться» на популярном интернет-форуме. Власть всегда на такое псевдо-требование ответит его псевдо-удовлетворением. И «глас вопиющих в пустыне» не изменит ситуации. Все просто – для того ,чтобы люди были услышаны, а их интересы учтены, им нужно объединяться – им нужно развивать гражданское общество. Но сегодня, когда скорость развития гражданского общества в Украине на порядки уступает скорости концентрации власти в руках представителей большого капитала, возникает вопрос: где находится одна из основных «точек приложения рычага», воздействуя на которую можно было бы существенно ускорить процесс осознания людьми своей значимости в определении будущего: своего собственного, своего дома, микрорайона, города, области, будущего своей страны? И как представляется мне, координаты этой точки очевидны – родители, дети, школа. Это вызвано тем, что интересы связки родители-дети являются теми интересами, которые не только близки практически каждому, но и мотивация в защите этих интересов одна из самых высоких. И школа - это та институция, где эти интересы максимально сконцентрированы, а самоорганизация родителей и детей может иметь совершенно конкретное направление реализации. Казалось бы, это очевидно, но, к сожалению, в большинстве образовательных учреждений на этой очевидности все и заканчивается. В скольких школах есть активно действующие общественные организации родителей и детей в форме родительского и ученического комитетов школы?
При этом, для примера, создайте на любом популярном интернет-форуме тему типа «Поборы в школе…», и она тут же обрастет большим количеством сообщений разгневанных родителей, которые не знают, куда уходят их деньги, передаваемые в «фонд» школы. И таких «больных» тем еще достаточно. Но грустно не только от этого. Грустно и от того, что в большинстве школ родители знакомы только со своей ролью в качестве спонсоров. К сожалению, зачастую, не хочет их видеть в ином статусе и администрация школы. А ведь даже действующее законодательство Украины предоставляет родителем существенные права в образовательном учреждении. Но в большинстве своем, родители либо не знают об этих правах, либо не очень -то и хотят о них знать. Да, слабое развитие гражданского общества-это, прежде всего, показатель низкой активности и инертности граждан. Нас этому не учили, не культивировали и такими не воспитывали… Стоп! Культивировать, воспитывать, учить… Несомненно, истоки гражданского общества должны зарождаться именно в школе! Если этому не были научены мы, если мы к этому не готовы, мы просто обязаны сделать так, чтобы наши дети выросли более активными, чем мы! И «изобретать велосипед» здесь не надо - реализация довольно проста и понятна. Необходимо обеспечить создание и функционирование в каждом школьном заведении активного ученического комитета школы. Конечно, необходимо для этого оказать детям организационную поддержку. Помимо этого необходимо реализовать в школе активное обучение детей их конкретным правам, и в данном случае, прежде всего, их правам в рамках школы. Не лишней будет и регулярная бесплатная юридическая помощь такому ученическому объединению со стороны родителей, системы образования, юридических лиц и, в частности, общественных организаций. Любая деятельность требует и организационных ресурсов. Так, например, в каждой школе родительскому и ученическому комитету должна быть предоставлена какая-то территория (кабинет) для ведения деятельности на постоянной основе. И такое помещение в каждой школе существовало, называлось оно – пионерская комната! И в те времена многие ученики проводили перемены именно в ней, а не в компании с сигаретой. А в том, что образовавшийся вакуум отсутствия детской организации в школе отобразился на воспитательном процессе, с моей точки зрения, сегодня не сомневается никто. И именно система ученических комитетов школ и их интеграция могла бы стать основой такой организации, причем сформированная не на идеологических постулатах, а на конкретных интересах детей и воспитании их гражданами с активной общественной позицией. Несомненно, это отобразилось бы и на школе в целом. Представьте себе такую ситуацию: учитель совершил по отношению к ученику некоторый поступок, который с точки зрения ученика задевает его права, возможно, честь и достоинство. Ученик обращается в ученический комитет школы. Ученический комитет анализирует юридическую сторону вопроса на основании полученных знаний в школе, юридической помощи извне. Придя к заключению, что права и интересы ученика нарушены, ученический комитет школы официально приглашает на свое заседание данного учителя, возможно, представителей администрации школы, представителей родительского комитета школы. На данном заседании, в относительно узком кругу, ученический комитет аргументирует свою позицию, подкрепляя ее ссылками на нормативно-правовую базу… Страшно и революционно? Но именно так и должно зарождаться гражданское общество! Конечно, баланс такой системы в школе должен быть обеспечен наличием минимум трех субъектов: родительского, ученического и педагогического комитетов школы. Так, при отсутствии родительского комитета, и наличии только ученического и педагогического комитета, баланс сил будет явно не в пользу учеников. Отсутствие в школе активного демократичного педагогического комитета, при наличии ученического и родительского, поставит педагогов в позицию «обслуживающего персонала». И только именно наличие в школе активных органов самоуправления и педагогов, и родителей, и учеников позволит сохранить баланс, и сформировать культуру, при которой все будут понимать, что никто никому ничего не «должен» и никто не в приоритете. А что есть три основных субъекта образовательного процесса в школе, у каждого из которых есть свои интересы, и качество этого процесса предопределяется пониманием и уважением интересов каждого, и возможностью конструктивного сотрудничества между ними. Неоднократно, глядя на свою школу, я ловил себя на мысли: если мы родители не в состоянии навести порядок здесь, то о каком порядке в стране мы можем мечтать, и если мы не хотим навести порядок здесь, то есть ли у нас моральное право быть чем-то недовольными на более высоком уровне? Кто-то сказал, что гражданское общество это народ, который совершенно конкретно знает, какую страну он хочет. И если согласится с таким определением, то рождается гражданское общество там, где родители, дети и педагоги совершенно точно знают, какую школу они хотят и какой быть системе их образования. И, на самом деле, как не идеалистически это звучит, сделать это совсем не сложно. Для реализации этой «программы» достаточно, чтобы чиновники, в том числе и от системы управления образования, перешли от декларации ценностей гражданского общества к вполне конкретным действиям. Да, система образования не может самостоятельно принять решение за родителей и учеников школ и учредить их объединения в формате ученических и родительских комитетов. Но подготовить, провести и проконтролировать проведение общешкольных родительских собраний в учебных заведениях, на которых родителям качественно доведут в формате, например, презентации их права в учебном заведении, в том числе права и полномочия объединения родителей и учеников, система образования вполне способна. Способна она и регламентировать проведение во всех учебных заведениях общешкольных собраний с заданной повесткой, основным вопросом которой должен стать вопрос об учреждении родительского и ученического комитетов учебного заведения. Далее, для обеспечения контроля исполнения запросить у администрации школы протоколы таких собраний, дабы увидеть принятые решения, конечно, без оказания давления на характер принимаемого решения. Можно, конечно, обойтись и без такого содействия и проявления доброй воли самой системы образования. Рано или поздно родители сами обеспечат проведение таких процессов в школе. Но, несомненно, при таком сценарии, время на становление системы самоуправления в школах и формирования гражданского общества уйдет намного больше. А отказ системы образования поддержать такие новации станет, фактически, серьезным показателем ее реальных интересов, значимым, в том числе, и при принятии решения избирателями в процессе определения на выборах различных уровней власти. И родители не самая малочисленная часть населения… Несомненно, что принятие решения о реализации такой программы не является простым. Но Харьковскому региону доводилось не раз показывать себя в качестве пионера в различных сферах деятельности. И, возможно, в вопросе развития гражданского общества и модернизации системы образования он также не упустит возможность стать флагманом, стоит только начать! Ведь как сказал Конфуций: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага!» Gromoffone Gromoffone@i.ua
Вернуться на главную страницу номера
|