Моско́вский проспе́кт (укр. Московський проспект) — самая протяжённая улица в Харькове, длиной около 20 км. Берёт начало из центра города от площади Конституции и заканчивается вскоре после пересечения с окружной автодорогой, переходя в автомагистраль М-03 E40. Вдоль Московского проспекта находятся жилые массивы Красный Луч, Новые дома, ХТЗ, Рогань и Горизонт. Множество крупных предприятий города построено вдоль проспекта, за что он в советское время часто назывался «аллея гигантов». Название Своим названием проспект обязан старой дороге на Москву, вдоль которой он и застраивался. С течением времени проспект удлинялся, занимая территорию вначале старой Московской дороги (XVII — середина XIX века), а потом и Чугуевской дороги, позже ставшей Чугуевским шоссе (середина XIX века — середина XX века). На протяжении своего существования нынешний проспект состоял из нескольких улиц, менявших свои названия. До 1919 года состоял из трёх частей: Московская улица (от Николаевской площади до моста через реку Харьков), Старомосковская улица (от моста до Конной площади) и Корсиковская улица. В 1919 году Московская улица была переименована в улицу 1-го Мая. Старомосковская улица и Корсиковская улица остались без изменений. В начале 1930-х все три улицы были объединены в проспект Сталина. С конца 1950-х проспект получил своё современное название — Московский проспект. Административно-территориальное деление Московский проспект пересекает почти весь город с запада на восток, проходя через 6 городских районов. Нечётная сторона проспекта от площади Конституции до Харьковского моста принадлежит Киевскому району. К Московскому району относится сквер ДК ХЭМЗ и само здание дома культуры, расположенное по чётной стороне, и все здания по нечётной стороне от Харьковского моста до улицы Энергетической (район станции метро «Московский проспект» и завода Турбоатом). К Червонозаводскому району относится чётная сторона проспекта от площади Конституции до площади Восстания. От площади Восстания до улицы Энергетической строения чётной стороны принадлежат к Коминтерновскому району. Территорию Фрунзенского района проспект пересекает начиная с улицы Энергетической и заканчивая улицей Северной (район станции метро «Имени А. С. Масельского» и завода ХТЗ). От улицы Северной и до выезда из города проспект проходит по территории Орджоникидзевского района. История Улица первоначально представляла собой дорогу на Москву, возникшую сразу же при строительстве Харьковской крепости. Дорога начиналась от Московской проездной башни и шла к деревянному мосту через реку Харьков. В конце XVII века за рекой находилась застава от чумы. Застройка начала современной улицы, расположенной на Подоле к западу от реки, шла на протяжении XVII—XVIII веков. В 30-40-е годы XVIII века началось заселение восточного берега реки — Захарькова. В это время в районе современных площадей Руднева и Фейербаха находился въезд в город. За городом вдоль дороги находилась Немышлянская слобода с хуторами. На её территории слева от дороги располагалось кладбище для жителей Захарькова, а также ветряная мельница и пивоваренный завод Искры; а справа — хутор Заводский. Московская улица проходила в низменной части города возле реки и в дождливую погоду становилась почти непроезжаемой. Самым ранним известным распоряжением по улучшению дорожного покрытия улицы является распоряжение губернской канцелярии 1770 года, по которому предписывалось гатить топкие места фашинником с песком, а вдоль дороги прокопать водоотводные канавы, укрепив их плетнем или тыном. Проблема усугублялась постоянным весенним половодьем реки Харьков, заливавшей ближние части Московской и Старомосковской улиц. Некоторые особо мощные наводнения разрушали даже дома и мосты, а более мелкие смывали гати, мощение улиц, размывали водоотводные канавы и оставляли после себя кучи грязи. Крупное наводнение 1785 года разрушило Харьковский мост, в результате чего пришлось срочно возводить новый. В этом же году в рамках подготовки к проезду императрицы Екатерины II через город были начаты работы по выравниванию улицы и замощению её камнем, но из-за отсутствия вблизи города каменоломен с твёрдым камнем был использован песчаник или кирпич, что привело к необходимости уже в 1788 году снова мостить улицу фашинником с песком. Также на улице при въезде в город были возведены большие каменные триумфальные ворота. Генерал-губернатором в 1786 году было приказано многим домовладельцам на улице перестроить свои дома, заменив часть их на каменные, остальным же обновить заборы, отремонтировать фасады, побелить их, а крыши покрасить в красный цвет. В реальности же мало что удалось выполнить из запланированного, так как домовладельцев обязали выполнять все работы за свой счёт. Первые три десятилетия XIX века улица почти ежегодно мостилась фашинником с песком. Только в 1828 году по распоряжению губернатора Грибовского был куплен в Салтове камень и им замощён участок возле почтовой конторы, где позже было выстроено здание Первой мужской гимназии. Но с уходом губернатора с должности мощение камнем улицы прекратилось. Вид с Московской улицы через начало Николаевской площади и Шляпный переулок на Успенский собор. Фото 1860-х годов. В 1826 году на всей Старомосковской улице было всего лишь два каменных дома: дом у заставы при въезде в город, в котором в 1830 году расположили холерный карантин, и частный дом у Харьковского моста. 2 января 1837 году вышло «Положение об устройстве губернского города Харькова». Согласно ему, все строения должны были проходить согласование в Комитете обустройства города Харькова. Кроме согласования при строительстве новых домов, комитет также мог назначить старые ветхие дома под снос. На Московской улице был введён полный запрет на строительство деревянных домов. В 1837 году начались масштабные работы по реконструкции Московской улицы — от Николаевской площади (нынешняя Площадь Конституции) до моста замостили улицу булыжником, по обоим сторонам улицы впервые в городе проложили каменные тротуары. Также были проложены водостоки и вкопаны две подземные деревянные трубы для отвода дождевых вод. В этом же году был замощён небольшой участок Старомосковской улицы от моста до почтовой конторы. В 1840 году сделали освещение улицы с использованием 38 масляных фонарей, размещённых на высоких деревянных столбах. Фонари поначалу зажигали только с сентября по май в самые тёмные безлунные или пасмурные ночи с таким расчётом, чтобы их зажигать только половину ночей в месяц. В 1845 году в здании возле Харьковского моста на восточном берегу реки была открыта Первая харьковская мужская гимназия (дом № 26). В 1851 году начал работу механический завод Эдельберга (дом № 24). В 1861 году в районе Конной площади открылся чугунолитейный завод Вестберга. В 1871 году было сделано газовое освещение всей Московской улицы, а также участка Старомосковской улицы до Михайловской площади. В 1877 году в здании на Вознесенской площади началось обучение в шестиклассном реальном училище. В 1879 году на углу Московской улицы киевский революционер-террорист Григорий Давыдович Гольденберг убил харьковского генерал-губернатора князя Дмитрия Кропоткина — двоюродного брата знаменитого революционера-анархиста Петра Кропоткина. Гольденберг вскочил на подножку кареты князя, выстрелил в окно, в упор, соскочил и скрылся. Это покушение оказало решающее влияние на решение Народной воли об убийстве царя Александра II 1 марта 1881 года. В 1882 году был основан завод сельскохозяйственных машин и орудий. В 1883 году пустили линию конки, проходившую от здания биржи на Николаевской площади до Конной улицы (ныне улица Богдана Хмельницкого). В 1884 году линию продлили до Конной площади. В конце XIX века был наконец-то полностью осушен участок Московской улицы перед Харьковским мостом, куда стекали дождевые воды с большей части нагорного центра, путём устройства системы подземных керамических труб. В 1896 году городской думой было принято решение об полном запрете в центре города строительства деревянных домов. Требование строительства только каменных домов касалось как всей Московской улицы (запрет уже действовал с 1837 года), так и части Старомосковской — от Харьковского моста до площадей Вознесенской и Михайловской. В этом же 1896 году в Харькове состоялась первая демонстрация кинематографа. Целое десятилетие показы не носили систематического характера, но начиная с 1906 года в городе начинает появляться большое количество стационарных кинотеатров, открываемых преимущественно в реконструированных арендуемых помещениях. Первым кинотеатром, появившимся на Московской улице стал «Аполло», открытый 20 октября 1907 года по адресу ул. Московская, 8. Его владельцем был продюсер и прокатчик Дмитрий Иванович Харитонов. С небольшим перерывом в том же году открылся кинотеатр «Модерн» (9 ноября — ул. Московская, 6), а затем и «Весь мир» (26 декабря — ул. Московская, 15). В дореволюционный период также были открыты «Иллюзия» (ул. Московская, 4), «Метеор» (ул. Московская, 8), «Мишель» (ул. Московская, 6) и «Помпей» (ул. Московская, 32). В начале XX века в районе Конной площади был построен ряд каменных сооружений. Напротив площади были сооружены казармы для Тамбовского полка. В 1903 году обществом распространения в народе грамотности на благотворительные пожертвования горожан был сооружён харьковский Народный дом. Народный дом, архитектором которого был А. А. Венсан, имел два зала и библиотеку. В 1910 году был построен небольшой стадион, на котором в 1911 году прошла первая в городе международная футбольная встреча с английским клубом, на которой победу завоевала сборная Харькова. В 1915 году был основан Харьковский электромеханический завод, построенный на базе эвакуированного из Риги в связи с Первой мировой войной завода Всемирной электрической компании (ВЭК). 23 марта 1919 года конка была полностью закрыта. 23 октября 1923 года закончено переоборудование и проведена электрификация бывшей линии конки по улицам 1-го мая и Старомосковской до Конной площади. Конечную станцию на линии перенесли с площади дальше в восточном направлении к зданию бывшего Народного дома. Открыт маршрут № 6А «площадь Розы Люксембург — Краснозаводский рабочий театр». В 1926 году трамвайный маршрут № 6 «площадь Розы Люксембург — Ивановка» объединён с маршрутом № 6А. Новый маршрут получил № 6. На протяжении 1927—1928 годов была осуществлена перешивка линии на Московском проспекте с узкой (1000 мм) на широкую колею (1524 мм). 10 ноября 1927 года был построен ещё один небольшой участок трамвая от железнодорожной линии в районе завода «Серп и молот» до завода «ХЭМЗ». После строительства Корсиковского путепровода в 1928 году построенный участок соединили с основной трамвайной сетью и в июле по нему были пущены изменённые маршруты № 4 «Новосёловка — улица Заиковская, улица Корсиковская — Заводы» и № 6 «Холодная гора — Центр — Заводы». В ноябре 1922 года «Товарищество М. Гельферих-Саде» было преобразовано в государственный завод сельскохозяйственного машиностроения «Серп и молот». 13 ноября 1923 года был создан Харьковский велосипедный завод имени Г. И. Петровского. В апреле 1929 года, в районе нынешнего пересечения с проспектом 50-летия СССР, началось строительство Турбогенераторного завода имени С. М. Кирова, завершившееся в 1934 году. В 1930 году возле железнодорожной станции Лосево, находившейся в то время за городской чертой Харькова, началось строительство Харьковского тракторного завода, которое было завершено 26 сентября 1931 года. В 1933 году был основан завод «Кондиционер». В 1935 году возле тракторного завода был построен Харьковский ордена Октябрьской Революции станкостроительный завод имени С. В. Косиора, который начал производство 1 января 1936 года. В феврале 1930 года началось строительство линии трамвая по проспекту в направлении Харьковского тракторного завода, окончившееся 30 июля 1931 года открытием линии по проспекту Сталина от ХЭМЗа до пересечения с железнодорожной линией возле строящегося тракторного завода (район нынешнего Лосевского путепровода и станции метро «Имени А. С. Масельского»). При этом был открыт маршрут № 18 «Заводы — ХТЗ». 1 октября 1931 года линия была продлена до конечной «ХТЗ». В 1934 году трамвайные маршруты № 4 и № 6 были продлены от ХЭМЗ до Турбинного завода, где в районе нынешнего пересечения с проспектом 50-летия СССР был построен оборотный треугольник. В 1940 году в районе Селекционной станции был построен дополнительный разворотный круг с конечной «Новые дома», куда были продлены маршруты № 4, 6 и 16.[6] Во время Второй мировой войны промышленные предприятия, располагавшиеся на проспекте, были эвакуированы. После освобождения Харькова началось восстановление старых заводов и строительство новых, восстановление мостов и инфраструктуры городского электротранспорта. 30 августа 1943 года был восстановлен Харьковский мост, 19 августа 1944 года заново построен Корсиковский путепровод. В 1946 году полностью восстановлен турбинный завод, основан завод тяжёлого машиностроения «Электротяжмаш» и введён в строй плиточный завод. В ноябре 1947 года начал работу подшипниковый завод, мастерские треста «Южмонтажстрой» были преобразованы в Харьковский завод металлоконструкций. 14 августа 1948 года по проспекту Сталина от Армянского переулка через Харьковский мост до улицы Евгении Бош (нынешней Богдана Хмельницкого) была построена троллейбусная линия, по которой пустили маршрут № 3 «Вокзал — Театр „Победа“». В декабре 1949 года был построен участок от перекрёстка с улицей Броненосца «Потемкин» до Велозавода. В 1950 году линия была продлена до перекрёстка с улицей Энергетической, куда были продлены маршруты № 3 «Вокзал — ХТГЗ» и 4 «Горпарк — ХТГЗ». 22 августа 1953 года был открыт участок трамвайной линии от тракторного завода до плиточного. По нему пущены изменённые маршруты № 9 «Вокзал ЮЖД — Плиточный завод» и № 20 «Горпарк — Плиточный завод». В 1954 году к к 300-летию объединения Украины и России завершили строительство нового бетонного моста через реку Харьков. В 1959 году троллейбусная линия на проспекте продлена от «ХГТЗ» далеко на восток до улицы Плиточной. В 1968 году на проспекте был открыт на то время крупнейший в городе универмаг «Харьков», расположенный в районе площади Восстания. С началом строительства метрополитена в августе 1968 года в районе плиточного завода была начата стройка промышленной базы Харьковметростроя: ЖБК, склады материалов, мастерские ремонта проходческого оборудования. 23 августа 1975 года при открытии первого пускового участка Холодногорско-Заводской линии Харьковского метрополитена на проспекте открылась первая станция метро — «Московский проспект».[8] Станция располагается в районе завода «Турбоатом» и пересечения с проспектом 50-летия СССР. 23 августа 1978 года при открытии второго пускового участка Холодногорско-Заводской линии на проспекте открылись ещё 5 станций: «Комсомольская» (ныне «Имени маршала Жукова», при пересечении с проспектом Маршала Жукова), «Советской армии» (пересечение с улицей Ощепкова), «Индустриальная» (ныне «Имени А. С. Масельского», расположенная возле Лосевского путепровода), «Тракторный завод» (пересечение с проспектом Серго Орджоникидзе) и «Пролетарская» (пересечение с улицей Роганской). 1 января 1981 года было закрыто движение трамваев по Московскому проспекту от конечной «Новые дома» до проспекта Тракторостроителей. 1 июня 1988 года для расширения проезжей части по решению горисполкома № 111 от 12 апреля 1988 года этот участок был демонтирован. 6 мая 1995 года при пуске первой очереди Алексеевской линии метро была открыта станция «Площадь Восстания», расположенная при пересечении Московского проспекта и площади Восстания, улиц Броненосца Потёмкина и Кирова. 8 мая 1996 года началась эксплуатация троллейбусной линии от улицы Плиточной до микрорайона Горизонт. По ней пущен маршрут № 46 «Улица 12-го апреля — Микрорайон „Горизонт“». С 15 июля 1999 года было прекращено движение трамваев на участке от улицы Морозова до конечной «Новые дома» и был начат демонтаж путей. 23 июня 2004 года Харьковский горсовет утвердил генеральный план города Харькова до 2026 года. Согласно генплану на Московском проспекте планируется построить двухуровневые развязки на пересечениях с улицами Академика Павлова, бульвара Богдана Хмельницкого, проспекта Серго Орджоникидзе и улицы Плиточной. Также планируется построить дополнительный выезд с расширяемого микрорайона Горизонт и в районе ХТЗ и Рогани застроить часть санитарной лесополосы, расположенной к югу от проспекта, высотными жилыми домами. Храмы До революции в местах пересечения Старомосковской улицей площадей стояли крупные каменные храмы. При городских учебных заведениях сооружались домовые церкви. При реальном училище по проекту архитектора Б. Г. Михайловского со двора была пристроена домовая церковь. Первая мужская гимназия также имела свой домовой храм, обустроенный в 1845 году. У казарм Тамбовского полка была построена военная домовая церковь в 1901 году. На территории Николаевской больницы на протяжении 1895—1907 годов по проекту В. Х. Немкина была построена Николаевская церковь. После прихода к власти большевиков отдельно стоящие храмы были разрушены, а домовые церкви, встроенные в здания, были переоборудованы. Вознесенский храм. Располагался на Вознесенской площади. Первое упоминание в Куряжских записях о деревянном Вознесенском храме относится к 1687 году. Второй деревянный храм на этом месте был освящён в 1733 году. Между 1780 — 1785 годами он сгорел. В 1794 году взамен сгоревшего был построен большой трёхпрестольный деревянный храм с каменным фундаментом. В 1862 году храм вместе с иконостасом был продан для разборки и последующей установки в селе Георгиевск Валковского уезда. В 1863 году заложен новый каменный трёхпрестольный храм. Строительство завершилось в 1876 году. Левый престол освящён в честь святого евангелиста Иоанна Богослова, главный престол — в честь Вознесения Господня, правый престол — в честь святого великомученика Пантелеймона. Храм имел пять куполов и высокую колокольню. Михайловский храм. Располагался на Михайловской площади. Деревянный Михайловский храм был построен в 1711 году. 10 сентября 1783 года был заложен новый каменный храм. Строительство завершилось через четыре года и 6 сентября 1787 года церковь была освящена. Из старого храма в новый был перенесён иконостас. Старый храм не сносили и пока не была построена новая колокольня, пользовались колокольней деревянной церкви. Позже было решено расширить храм и на протяжении 1794 — 1795 годов шло строительство притвора с западной стороны и каменной колокольни. В 1797 году церковный двор обнесли деревянным забором. Левый престол трёхпрестольного храма освящён в честь святого великомученика Георгия Победоносца, главный престол — в честь святого Архистратига Михаила, правый престол — в честь святых равноапостольных Константина и Ольги. Храм Святого Духа. Каменный трёхпрестольный храм на Конной площади был построен в 1854 году. Левый престол освящён в честь святого Василия Великого, главный престол — в честь сошествия Святого Духа, правый престол — в честь святых Андриана и Натальи. Промышленность и наука Крупные промышленные предприятия Вдоль Московского проспекта расположено много крупных харьковских предприятий и организации. За это в советское время он часто назывался «аллея гигантов».[1] Моторостроительный завод «Серп и Молот» (пр. Московский, 183). Основан в 1882 году для производства сельскохозяйственных машин. В 1918 году завод национализирован, в ноябре 1922 года «Товарищество М. Гельферих-Саде» было переименовано в «Серп и молот». В 1941 году был эвакуирован на Урал. В послевоенное время завод восстановлен и начал специализироваться на выпуске тракторных и комбайновых двигателей, что позволило полностью прекратить их выпуск на ХТЗ и Волгоградском тракторном заводе. 3 октября 2005 года суд признал завод банкротом. На бывшей территории завода планируется разместить торгово-офисные, жилые, производственные, складские и развлекательные объекты. Часть заводских зданий будет снесена, а часть подвергнута реконструкции.[19] Харьковский велосипедный завод имени Г. И. Петровского («ХВЗ», пр. Московский, 118). С момента основания в 1923 году и до начала Великой Отечественной войны выпустил более 1 млн велосипедов. В 1941 году был эвакуирован в Бухару. В послевоенные годы восстановлен и в 1980-е годы довёл производственные мощности до 1 млн велосипедов в год. Выпускал велосипеды различных марок, в том числе «Украина», «Спутник» и «Турист». В 1990-е годы резко сократил производство. Харьковский электромеханический завод («ХЭМЗ», пр. Московский, 199). Был основан в 1915 году на базе эвакуированного из Риги в связи с войной завода Всемирной электрической компании. Завод специализируется на производстве крупных электрических машин, электродвигателей до 100 кВт, тиристорных электроприводов, разнообразного низковольтного и высоковольтного оборудования. Из спецзаказов, выполненных заводом, следует отметить производство сверхмощных тиристорных источников питания для исследовательских термоядерных реакторов типа токамак. Турбоатом (пр. Московский, 199). Проспект около завода «Турбоатом» (пересечение с Энергетической и Плехановской улицами) Начато сооружение завода в 1934 году. В 1935 году выпустил первую паровую турбину 50 тысяч кВт, а 1938 — уже 100 кВт. После восстановления в 1940-е годы, завод продолжил выпуск турбин большой мощности. С 1953 года освоил выпуск турбин для гидроэлектростанций. В дальнейшем начал поставки турбин для атомных электростанций. Электротяжмаш (пр. Московский, 229). Завод основан в 1949 году. К 1980-м годам он стало одним из крупнейших в советской электротехнической промышленности, являлся важнейшим в СССР производителем мощных турбогенераторов для тепловых и атомных электростанций, гидрогенераторов вертикального, горизонтального и капсульного исполнения для обычных и гидроаккумулирующих гидроэлектростанций, крупных электрических машин и тепловозного электрооборудования.[20] Дом прессы (пр. Московский, 247). Полиграфический комбинат «Социалистическая Харьковщина» строился на протяжении 1968—1975 годов. Два корпуса отведено под типографии. В четырнадцатиэтажном главном корпусе располагались редакции областных газет и Харьковская областная организация Союза журналистов. Харьковский завод металлоконструкций (пр. Московский, 251). Образован в 1947 году на базе треста «Южмонтажстрой», который создавался для обеспечения строек тракторного и турбинного заводов. Специализация предприятия — металлоконструкции для промышленного строительства. Завод «Кондиционер» им. 50-летия СССР (пр. Московский, 257). Основан в 1933 году, выпускал сантехнику и отопительно-вентиляционное оборудование. С 1960 года начат выпуск кондиционеров большой производительности. Центральными кондиционерами производства харьковского завода были оборудованы все метрополитены страны, Кремлёвский Дворец съездов и Большой театр. После развала СССР завод обанкротился. Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе («ХТЗ», пр. Московский, 277). Строительство началось в 1930 году. 1 октября 1921 года начался выпуск колёсных тракторов. В 1937 году были выпущены первые гусеничные тракторы. Во время войны был эвакуирован в город Рубцовск, где на его базы создан Алтайский тракторостроительный завод. В послевоенные годы завод быстро восстановили и уже в 1948 году он достиг довоенного уровня производства. 16 июня 1982 года заводом был выпущен двухмиллионный трактор. Харьковский станкостроительный завод им. Косиора (пр. Московский, 277). Построен в 1936 году, вначале производил как круглошлифовальные, так и радиально-сверлильные станки. После Великой Отечественной войны был восстановлен и стал специализироваться на производстве различных модификаций круглошлифовальных станков. Стал одним из ведущих станкостроительных предприятий СССР.[21] В 1983 году начал выпуск станков с ЧПУ. Харьковский плиточный завод (пр. Московский, 297). Строительство завода начато в 1936 году, а закончено только в 1946. В 1973 году завод выпустил свой 100-миллионный квадратный метр плитки. Завод выпускает облицовочные, фасадные, метлахские плитки. В сентябре 2007 года предприятие первым среди плиточных заводов стран СНГ начало производство керамической плитки одинарного обжига (монокоттура).[22] Парки и скверы Вдоль Московского проспекта расположился ряд скверов и парков. На западном берегу реки Харьков расположен небольшой сквер Красношкольной набережной. На площади Руднева также расположены небольшой сквер. Последний раз его реконструировали в 1973 году, когда провели центральную аллею к проспекту. На площади Восстания расположен сквер ДК ХЭМЗ. В районе пересечения с улицами Морозова и Энергетической находится парк культуры и отдыха имени Артёма, заложенный в 1934 году. Парк площадью 100 гектар создавался на протяжении 1934—1937 годов по проекту архитекторов В. И. Дюжих, Ю. В. Игнатовского и дендрологов А. И. Колесникова, К. Д. Кобезского. Вдоль аллей парка высажена липа крымская. В парке произрастает множество различных видов растений, в том числе посажены тополя, айва обыкновенная, медичия трёхколючковая, боярышник обыкновенный и различные плодовые деревья. В районе ХТЗ между проспектом и улицей Мира расположен парк культуры и отдыха имени В. В. Маяковского площадью 80 гектар. Он был организован в 30-е годы XX века в засаженной деревьями санитарно-защитной зоне между промышленными предприятиями, расположенными к северу от проспекта, и жилыми районами, находящимися с юга. Больше всего было высажено таких видов деревьев как клён американский, тополь серебристый, дуб черешчатый, берёза бородавочная и ива белая. Московский проспект в искусстве Владимир Павлович Беляев в своём романе «Старая крепость», написанном в 1959 году, упоминал Московскую улицу (участок проспекта от нынешней площади Конституции до Харьковского моста), ошибочно называя её Старомосковской:[23] ; За углом Старо-Московской на стене кирпичного дома то вспыхивала, то гасла заманчивая надпись: Потрясающий захватывающий боевик «Акулы Нью-Йорка». Две серии в один сеанс. Нервным и детям вход воспрещён! Увидев эту надпись, я потерял голову. Московский проспект упоминается в романе Олеся Гончара «Человек и оружие», изданном в 1960 году и удостоеном премии им. Т. Г. Шевченко в 1962 году.[23] В романе Игоря Яковлевича Болгарина и Георгия Леонидовича Северского «Адъютант его превосходительства», написанном в 1968 году, присутствует Московская улица. По книге авторы написали сценарий и уже в 1969 году был снят одноимённый историко-приключенческий пятисерийный телефильм «Адъютант его превосходительства», удостоенный в 1971 году награды ВТФ в Минске. Действие книги и фильма в основном происходит в Харькове, в штабе Добровольческой армии[23]. Полковник белой Добровольческой армии Антон Туркул описывает в своей книге «Дроздовцы в огне» [24] вступление своего полка в Харьков в июне 1919 года от станции Основа по Московской улице к Николаевской площади и бой на улице с красным бронеавтомобилем Остин «Артём». Источники • Дяченко И. Улицы и площади Харькова. Очерк. — 4-е изд. — Харьков: Прапор, 1977. — 272 с. • Багалей Д., Миллер Д. История города Харькова за 250 лет существования (с 1655 года). — Харьков: типография М. Зильберберг и Сыновья, 1905. — Т. I. • Багалей Д., Миллер Д. История города Харькова за 250 лет существования (с 1655 года). — Харьков: типография М. Зильберберг и Сыновья, 1912. — Т. II. • Лейбфрейд А. Ю., Полякова Ю. Харьков. От крепости до столицы: Заметки о старом городе. — Харьков: Фолио, 2004. — 335 с. — ISBN 966-03-0276-2 • Голиков А. П. Харьков. Краткая справочная книга. — Харьков: Прапор, 1976. — 296 с. • Андреева Г. К., Голиков В. П., Гринев Е. А. и др. Харьков. Книга для туристов. — Харьков: Прапор, 1984. — 259 с. • Клейн Б. Г., Лаврентьев И. Н., Лейбфрейд А. Ю. и др. Харьков : Архитектура, памятники, новостройки : Путеводитель. — Харьков: Прапор, 1987. — 106-119 с. • Харьков. Золотые страницы. — Харьков: Золотые страницы, 2005. • Ярмыш А. Н., Посохов С. И., Эпштейн А. И. и др. История города Харькова XX столетия. — Харьков: Фолио; Золотые страницы, 2004. — 686 с. — ISBN 966-03-2650-5 («Фолио»), ISBN 966-8494-45-8 («Золотые страницы») • Бондаренко Б. А. Каменная летопись. История градостроительства и архитектура Харькова. — 2-е изд. — Харьков: Прапор, 1978. — 72 с. • Ю. Кроль, Б. Зайцев, С. Куделко и др. Московский район, г. Харьков. История и современность. — Харьков: Прапор, 1994. — 192 с. — ISBN 5-7766-0163-0 • АН УССР, Археологическая комиссия и др. Составители: Пирко В. А., Гуржий А. И. Ред.: Сохань П. С., Смолий В. А. и др. Описания Харьковского наместничества конца XVIII века: Описательно-статистические источники. — Киев: Наукова думка, 1991. — ISBN 5-12-002041-0 • Уклад.: Н. І. Полянська, В. О. Ярошик. Історія Харківської епархії. До 200-річчя заснування: Бібліографічний покажчик. — Харьков: Бізнес-Інформ, 1999. — 332 с. — ISBN 966-7080-76-5 • Редин Е. К. Материалы к изучению церковных древностей Украины: Церкви города Харькова. — Харьков: типография «Печатное дело», 1905. • Гусев А. Н. Харьков. Его прошлое и настоящее. — Харьков: типография Адольфа Дарре, 1902.
Вернуться на главную страницу номера
|